Что нужно будущему первокласснику
1. Блокнот букв
2. Блокнот «Считай до 100»
3. Счётные палочки
4. Линейка (20-30 см)
5. Тетради в большую клетку (4 шт.)
6. Тетради в узкую линейку (4 шт.)
7. Обложки для тетрадей (2 шт.)
8. Обложки для учебников
9. Шариковая ручка (2 шт.)
10. Указка
11. Карандаши цветные (12 шт.)
12. Точилка для карандашей
13. Набор цветной бумаги
14. Набор цветного картона
15. Альбом или блок для рисования
16. Краски акварельные
17. Гуашь
18. Кисточки для красок и клея
19. Клей ПВА
20. Пластилин
21. Ножницы с закруглёнными концами
22. Книжки-раскраски (2 шт.)
23. Папка для тетрадей
24. Сменная обувь, спортивная обувь (в мешочке)
25. Световозвращающий элемент - фликер
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
10 заповедей родителей будущего первоклассника
1. Давайте ребёнку посильную работу в доме, мягко определите круг его обязанностей: «Какой ты у нас уже большой! Мы можем уже тебе доверить вымыть пол, вытереть пыль» и т.д.
2. Определите общие интересы – как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).
3. Не ругайте, а тем боле не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнение ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Мы обязательно дома поговорим на эту тему».
4. Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением - только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
5. Приобщайте ребёнка к экономике в семье. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и мороженое, комментируя сумму на тот и другой продукт).
6. Постоянно разговаривайте с ребёнком: развитая речь-залог хорошей учёбы. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал ваш интерес.
7. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами ребёнка.
9. Чаще хвалите вашего ребёнка, восхищайтесь им. Если у него что-то не получается, подбодрите: «Всё обязательно получится, нужно только ещё раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь
10. Всегда объясняйте причины ваших требований и, если возможно, предлагайте альтернативу.
Что должен знать ваш ребенок, чтобы не прослыть
невеждой в возрасте 6-7 лет
1) Свое полное имя, фамилию и отчество.
2) Имя, фамилию и отчество своих родителей и близких родственников (бабушки, дедушки).
3) Город, в котором он живет, страну и страны близлежащие, свой адрес, телефон.
4) Дни недели, месяцы.
5) Ориентироваться во времени (учить разбираться по часам), в пространстве (знать дорогу в школу и домой, в магазин и т.д.)
6) 3нать правила поведения в общественных местах, в транспорте, на улице, когда ребенок остается один дома, правила поведения за столом и т.д.
7) 3нать природу человека, объяснить в доступной форме различия между мальчиком и девочкой.
8) Ребенок также должен знать свой статус (место в обществе): он школьник.
Конечно, всему этому учат в детском саду, а потом и в школе, но вспомните известное стихотворение Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: что такое хорошо, что такое плохо?» Именно к отцу пришел малыш за ответом, именно мы родители должны в первую очередь позаботится о развитии и осведомленности вашего ребенка. А главное не надо тратить на такие занятия много времени, достаточно по дороге в школу или домой повторять некоторые понятия. Не бойтесь загрузить ребенка лишней информацией, наши дети в этом возрасте способны на многое. УЧИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ ТРУДИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ФИЗИЧЕСКИ (по дому), НО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - именно такая работа позволит ему хорошо учиться и быть в будущем хорошим специалистом.
Что делать, если ребёнок не хочет учиться?
I этап.
Выполняйте как можно больше заданий вместе, при этом анализируйте, как он работает, каких знаний у него не хватает и как помочь ему овладеть ими.
II этап.
Ребёнок самостоятельно, не отвлекаясь, выполняет небольшую часть задания. Каждое удачное выполнение отмечается. В случае неудачи не ругайте ребёнка, а разберитесь вместе, что ему помешало сделать хорошо. Ваша задача – научить ребёнка чувствовать радость от успехов.
III Этап.
Постепенное увеличение самостоятельной работы вплоть до того, что ребёнок сам делает все уроки. Но при этом вы находитесь в комнате, занимаясь своими делами, и готовы придти на помощь. Ваша задача – быть рядом, но без просьбы не вмешиваться.
IV Этап.
Ребёнок делает задания самостоятельно. Вы при этом не присутствуете. Поставьте рядом с ним часы, чтобы он не отвлекался и сам определял, сколько времени ему потребуется. Ваша задача – только контроль.
Как родители могут помочь ребёнку избежать некоторых трудностей?
1) Организуйте распорядок дня:
-
стабильный режим дня;
-
полноценный сон;
-
прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умения общаться
-
Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3) Уделите особое внимание развитию произвольности
-
Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка
-
Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат).
-
Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.
-
Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.
Внимание!
Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны минут на 10-15.
-
Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
-
Составляйте рассказы по картинкам.
-
Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
-
Можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
-
Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
-
Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
-
Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
-
Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
-
Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
-
Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота и не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
Восемь причин тревоги у первоклассников
Первые четыре - шесть недель в школе являются критическим периодом для любого ребенка. Это почти нормативная ситуация, как с малышами в детском саду и их страхами. Ведь и у будущего школьника масса страхов, неуверенности, тревоги.
Можно попробовать понять, почему.
1. Чаще всего ребенок попадает в малознакомое для него место, где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».
2. Это ориентирование и построение новой для ребенка модели поведения необходимы не только в физическом пространстве, но и в пространстве новых формальных отношений — учитель, дежурный, буфетчица и др.
3. Наличие большого количества незнакомых людей, с которыми надо взаимодействовать, необходимость ориентироваться в пространстве уже
неформальных отношений.
4. Недостаточное знание ребёнком школьных правил и своих прав (плюс отсутствие хорошо знакомых людей, которые в этом отношении могут, помочь разобрать ситуацию «здесь и сейчас»).
Такая ситуация — «нерасписанность» всех возможных проблем и разрешенных путей их решения — может стать источником истинного стресса для ребенка. Ему неоткуда брать новые модели поведения, у него их просто нет в арсенале, а родители часто излишне строги, считая, что чем жестче они расскажут ребенку о том, как надо вести себя в школе, что там нельзя делать, тем послушнее и правильнее будет его поведение.
5. Повышение своего внутреннего статуса, что также часто не позволяет ребенку обратиться к родителям с простым вопросом, своеобразное неудобство перед близкими, «ведь я уже школьник, а значит я взрослый».
Подобное повышение собственного статуса, традиционно называемого в педагогике «становлением позиции школьника», именно в начале школьной жизни часто является тормозящим адаптацию ребенка фактором.
6. Возрастающие уже к третьей декаде сентября, а тем более к началу октября образовательные, программные нагрузки, хоть без домашних заданий.
7. Несовпадение ожиданий, то есть того, что ребенок в своём внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, и того, что он на самом деле есть.
8. Нарастание педагогических и родительских претензий к ребенку, вполне объяснимых, поскольку все семь вышеперечисленных пунктов приводят к тому, что ребенок оказывается в ситуации настоящего стресса, усугубляющего его эмоциональное и физическое неблагополучие.
Итак, какие меры профилактики возможны к применению?
Обратимся к причинам, которые нам кажутся основными в формировании этой кризисной ситуации.
Во многих специальных педагогических и иных изданиях очень много говорится о том, что в течение первого школьного дня первоклассников знакомят с учителем, со школой, водят по коридорам и кабинетам. Но, как показывает практика, делать подобное знакомство именно в САМЫЙ волнующий, а порой и страшный день, как минимум, не совсем правильно. С нашей точки зрения, такое знакомство, или своеобразная «прививка», должно происходить раньше или позже, но не в столь необычной ситуации.
Мы рекомендуем родителям познакомиться с гимназией заранее, за нескольких дней до 1-го сентября.
Например: В первый день ребёнок вместе с родителями идёт в школу. Их знакомят с гимназическими помещениями (последовательность не так важна, но обязательно знакомят со столовой, актовым залом, кабинетами начальной школы и др.). После этого можно осмотреть свой будущий класс, помочь в наведении красоты, познакомиться с учителем рисования или музыки, спеть песню и смело идти домой.
Придя в класс, можно послушать, как учитель или воспитатель читает сказку. Затем поговорить и узнать, что можно делать на перемене, можно ли оставаться в классе и т.п. Педагог, воспитатель, родители, психолог отвечают на вопросы малышей или сами рассказывают об определенных правилах поведения в разных ситуациях.
Подобное знакомство со школой разрешить сразу несколько больных вопросов.
1. Познакомиться с пространством школы.
2. Они проходят очень болезненный этап первого знакомства с большим количеством новых людей, и детей в том числе, и в сентябре они приходят уже немного знающими своих одноклассников.
3. Помимо этого, что они уже частично сориентированы и в пространстве и в формальных отношений (вахтёр, дежурный, буфетчица), знают, что делают эти люди, как относиться к их просьбам или замечаниям.
4. Чрезвычайно важным оказывается и то, что дети ознакомлены с большим количеством правил поведения в различных ситуациях, знают свои права. Это позволяет снять ту нормативно высокую тревожность и неловкость, которая неизменно возникает у первоклашек в первые школьные дни. Кроме того, рядом есть уже знакомые люди, которые в этом отношении могут помочь, что-то напомнить, подсказать.
При такой подготовительной работе, которая естественно продолжается и в сентябре, к моменту нарастания учебной нагрузки дети приходят с совершенно другими психологическими показателями, ведь тот объем сил, своеобразный психоэмоциональный ресурс, который должен был тратиться на адаптацию, остается для решения чисто образовательных задач.
Важно также, что в таком случае то, что ребенок в своем внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, оказывается максимально похожим на ту школу, в которую он пришел. Нет обычного несовпадения ожиданий ребенка с тем, что есть на самом деле. Это, в свою очередь, лишает ребенка негативных переживаний — все более или менее предсказуемо, понятно и просчитывается как детьми, так и родителями.