15 декабря 2024 года - День профилактики травматизма
Травма – это повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего воздействия (ушибы, ранения и т.п.).
Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.).
В зависимости от места получения травм различают несколько видов травматизма:
- производственный - промышленный, сельскохозяйственный;
- непроизводственный - дорожно-транспортный, уличный, бытовой, спортивный, военный;
- детский травматизм - выделяется в отдельную категорию.
Среди лиц молодого возраста смертность от травм стоит на первом месте в структуре смертности. В структуре заболеваемости травматизм стоит на четвертом месте.
Из общего количества травм на бытовые приходится 58,4%, уличные – 22,9%, производственные – 2,8%, дорожно-транспортные – 1,3%, на другие виды травматизма – спортивный, школьный и т.п. – приходится 14,6%. Среди всех травм переломы составляют 19,7%, раны – 56%, вывихи – 13,8%. Остальные – ушибы, повреждения связок, менисков, сухожилий и т.п.
Дорожно-транспортный травматизм.
Длительное время в столице и в республике сохраняются высокие показатели дорожно-транспортного травматизма, получаемые в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), которые нередко сопровождаются увечьями и гибелью людей. Эти травмы и увечья характеризуются наибольшей тяжестью, высокой летальностью, длительным лечением в стационарах (свыше 30 суток), большими материальными затратами. Смертность в результате ДТП составляет 12% от числа всех случаев смерти от внешних причин (травмы, отравления и другие несчастные случаи). По многолетним наблюдениям работников ГАИ, наибольшее количество ДТП с тяжелыми увечьями и летальным исходом приходится на четверг-пятницу, наименьшее – воскресенье-понедельник; по времени суток – «пик аварийности» приходится на период времени с 15 до 21 часа (до 46% всех ДТП), а по времени года – последний квартал (октябрь-декабрь).
Особую тревогу вызывает детский травматизм.
Дети получают тяжелые травмы, увечья и даже гибнут, будучи дома, играя во дворе, на стадионах, в школах, дорожно-транспортных происшествиях. Любознательность и стремление активно познавать окружающий мир при недостаточной силе «тормозных» процессов, отсутствие должного самоконтроля, жизненного опыта приводят к несчастным случаям.
Значительная часть дорожного и бытового травматизма приходится также и на другую «группу риска» — пожилых людей. В силу своего преклонного возраста, ослабленного организма и здоровья они нередко не рассчитывают свои силы и возможности и получают травмы и увечья, работая на дачах, приусадебных участках, при ремонте квартир, переходе улиц и дорог.
Основными причинами неблагоприятного положения с травматизмом населения столицы являются:
- низкая бытовая, уличная и внутренняя культура и самодисциплина определенной части населения, в том числе водителей автотранспорта;
- высокая плотность населения в столице, скученность домов и малопригодных дворов для детских игр и развлечений, увеличение автотранспорта и отставание качества дорог, системы освещения улиц, регулирования движения транспорта и пешеходов;
- слабый контроль за детьми во внеурочное время, организация на низком уровне интересных и безопасных игр и занятий, отвлекающих от опасных шалостей;
- недостаточная разъяснительная и воспитательная работа с населением, особенно с детьми, подростками; слабые административные и иные меры к нарушителям ДТП (пешеходам и водителям), особенно в пьяном виде.
Меры профилактики травматизма.
Имеется целый комплекс практических мероприятий организационно-методической, воспитательной и разъяснительной направленности с различными категориями населения.
В дошкольных и учебных заведениях созданы уголки по безопасности движения,
Проводятся мероприятия по обеспечению безопасности в местах купания людей и т.п.
Но многое зависит от самих граждан, их личной заботы за сохранение собственной жизни и здоровья.
Взрослые и дети должны всегда знать и помнить: прогнозирование и предвидение возможных последствий в той или иной ситуации, повышенное внимание и бдительность не только в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни, соблюдение Правил дорожного движения – помогут избежать травм и увечий, сохранить жизнь и здоровье на долгие годы. Необходимо уметь оказать первую помощь лицам, пострадавшим в ДТП (это в первую очередь касается участников дорожного движения: водителей, пешеходов).
Что бы снизить уровень детского травматизма необходимо проводить:
Постоянный контроль со стороны взрослых за поведением в детском саду, школе, дома и особенно на улице – является наиболее важной мерой профилактики бытовых травм у детей.
Благоустройство дворов, оборудование в них специальных площадок для игр.
Организация досуга в свободное время и летнего отдыха детей.
Хранение острых и режущих предметов, взрывчатых веществ, ядовитых и легко воспламеняющихся жидкостей в местах, не доступных детям.
Обучение детей правилам пользования острыми предметами домашнего обихода (вилка, нож, перьевая ручка и т.д.).
Дети должны знать, что их здоровье и благополучие во многом зависят от них самих!
Родители, воспитатели и педагоги обязаны всегда помнить, что избежать травм у детей и подростков можно только путем воспитания и привития им прочных навыков безопасного поведения. В выработке у подростков навыков осмотрительного поведения большую роль играет положительный пример взрослых.
В зимний период наблюдается рост числа травм, связанных с гололёдом, ранним наступлением темноты и скользкой обувью. Особенно подвержены риску дети, люди среднего возраста и пожилые.
Наиболее распространённой причиной травм в зимний период являются падения на скользких поверхностях. Особенно опасны падения на гладких ступеньках. Врачи-ортопеды рекомендуют пешеходам быть внимательными в неблагоприятных погодных условиях. Следует осторожно пересекать опасные участки дороги, не торопиться на лестницах и держаться за поручни. Важно выходить на улицу в удобной зимней обуви с ребристой подошвой.
Значительная часть травм связана с использованием общественного транспорта. Поскользнуться и упасть можно как при входе в автобус или троллейбус, так и при выходе из него. Поэтому необходимо соблюдать осторожность на остановках общественного транспорта.
Люди пожилого возраста особенно подвержены травмам и переломам из-за возрастных особенностей их скелета, таких как повышенная ломкость костей и меньшая эластичность связок и мышц. Поэтому пожилым людям следует избегать выхода на улицу в скользкую погоду и отложить поездки и походы в магазин.
Катание на санках, ледянках и тюбингах представляет особую опасность для детей. Для безопасного зимнего отдыха детей необходимо соблюдать меры предосторожности.
Для катания на тюбинге следует выбирать специально оборудованные склоны, представляющие собой желоб с уклоном не более 20 градусов, где минимальна вероятность «вылететь» с трассы. На пути не должно быть деревьев, ям, бугров, торчащих кустов и камней. Внизу склона должно быть достаточно места для торможения, а также не должно быть водоёмов и автомагистралей.
Если же склон не подготовлен, необходимо осмотреть его на наличие ям, бугров, торчащих кустов, камней и других опасных объектов.
В отличие от санок, тюбинг может разгоняться до 50 км/ч и закручиваться вокруг своей оси, не имея тормозного устройства. Это сравнимо с автомобилем без тормозов, поэтому на склоне необходимо обращать внимание на других катающихся. Перед спуском убедитесь, что перед вами нет других катающихся, особенно детей.
Необходимо соблюдать очередность и дистанцию при спуске: не менее 50 метров или 20 секунд между предыдущим и текущим спусками.
Кататься на «санках-ватрушках» следует только сидя. Запрещено кататься на тюбинге стоя, лёжа или прыгая, как на батуте, а также спиной к склону спуска.
На тюбингах запрещено кататься с горок с трамплинами, так как при приземлении ватрушка сильно пружинит и может привести к сильным травмам спины и шейного отдела позвоночника.
Запрещено привязывать тюбинги к автомобилю, снегокату или любому другому транспортному средству.
Также запрещено соединять тюбинги «паровозиком», так как они могут перевернуться.
Опасно садиться на тюбинг вдвоём, особенно с ребёнком, так как можно вылететь из него и потерять контроль над ситуацией, когда одной рукой приходится держать ребёнка, а другой — тюбинг.
Не следует перегружать тюбинг. В характеристиках каждой модели указан максимально допустимый вес. Используйте тюбинги, подходящие по размеру.
Детский травматизм и его профилактика.
Травмой (повреждением) называется результат внезапного воздействия на организм ребенка какого-либо фактора внешней среды, нарушающего анатомическую целостность тканей и протекающие в них физиологические процессы. Повреждения, повторяющиеся среди детей различных возрастных групп в аналогичных условиях, входят в понятие детского травматизма.
В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма:
-
бытовой,
-
уличный — транспортный и нетранспортный,
-
школьный/дошкольный (во время перемен, на уроках физкультуры, труда и т. п.),
-
cпортивный (при организованных занятиях и неорганизованном досуге),
-
прочий (учебно-производственный, сельскохозяйственный и др.).
Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70 — 75%.
К бытовому травматизму относят повреждения, полученные во время пребывания детей в квартире, коридоре, на лестничной площадке, во дворе дома и т. п. Бытовая травма чаще всего наблюдается у детей ясельного и дошкольного возраста и снижается в школьном возрасте. У грудных детей около трети всех повреждений составляют ожоги и около 20 % — переломы. Предупреждение несчастных случаев в быту зависит от взрослых, ухаживающих за ребенком. Правильная организация ухода, благоприятные условия окружающей обстановки являются важнейшими факторами предупреждения бытовой травмы.
За детьми младшего дошкольного возраста требуется усиленное наблюдение. Систематическая санитарно-просветительная работа среди родителей и работников детских яслей, ознакомление их с причинами травм и мерами профилактики могут в значительной степени снизить количество травм. Если травма произошла в детском учреждении, она должна быть предметом разбора и обсуждения.
Бытовые травмы у детей дошкольного возраста возникают в основном при падении, ударе о разные предметы. Количество ожогов уменьшается в связи с увеличением жизненного опыта ребенка. Ожоги в этом возрасте возникают в основном из-за плохого надзора и небрежности взрослых. Предупреждение травм в этой возрастной группе зависит от соблюдения взрослыми элементарных правил безопасности в быту (правильное хранение спичек, ядовитых жидкостей, осторожное обращение с электроприборами, сосудами с горячей жидкостью во время стирки и т. п.). У детей дошкольного возраста наряду с бытовой травмой начинает возрастать частота уличной травмы.
Уличный нетранспортный травматизм обусловлен в основном несоблюдением детьми правил поведения на улице. С целью предупреждения этого вида травматизма необходимо правильно организовать досуг детей и др.
Уличная транспортная травма является самой тяжелой и в связи с увеличением интенсивности движения на дорогах городов и поселков не имеет тенденции к снижению. Травма, как правило, сопровождается сочетанными и множественными повреждениями, что может принесли к инвалидности или даже гибели ребенка. Основными причинами детского транспортного травматизма являются: безнадзорность детей, незнание и несоблюдение детьми правил уличного движения, иногда несоблюдение правил движения водителями транспорта, игра на проезжей части улицы и др. В целях предупреждения этих самых тяжелых повреждений необходимо проводить специальные занятия по изучению правил уличного движения среди детей дошкольного возраста, шире организовывать детские автодромы при парках, проводить разъяснительную работу среди родителей, воспитателей дошкольных учреждений.
Детский травматизм.