Правила внутреннего трудового распорядка работников учреждения образования
Правила внутреннего трудового распорядка
Государственное учреждение образования «Солтановская средняя школа» Речицкого района |
УТВЕРЖДАЮ Директор государственного учреждения образования «Солтановская средняя школа» Речицкого района |
____________Н.В.Сержан
ПРАВИЛА
______________ № _____
аг.Солтаново
внутреннего трудового распорядка
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
- Правила внутреннего трудового распорядка – локальный правовой акт, регулирующий в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь, иными актами законодательства о труде трудовой распорядок у нанимателя, в том числе порядок приёма и увольнения работников, основные обязанности сторон трудового договора, режим рабочего времени и времени отдыха, применяемые к работникам виды поощрений за труд и меры дисциплинарного взыскания.
- Настоящие Правила внутреннего трудового распорядка (далее – Правила) являются локальным правовым актом государственного учреждения образования «Солтановская средняя школа» Речицкого района (далее – учреждение образования).
- Правила направлены на создание условий, способствующих укреплению трудовой дисциплины, эффективному труду, рациональному использованию рабочего времени.
- Наниматель вправе требовать, а работники обязаны выполнять работу, обусловленную трудовым договором (контрактом), с подчинением внутреннему трудовому распорядку.
Утвержденные Правила обязательны как для работников, так и для нанимателя.
- Правила утверждаются нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации учреждения образования (далее – профсоюзный комитет) после ознакомления с ними коллектива работников.
- Нанимателем является руководитель учреждения образования (далее – руководитель), которому законодательством о труде предоставлено право заключения и прекращения трудового договора (контракта) с работниками.
- Работниками являются лица, заключившие трудовой договор (контракт) с нанимателем.
9. Вопросы, связанные с применением Правил, решаются нанимателем согласно законодательству о труде и в пределах предоставленных ему прав совместно, по согласованию или с учётом мнения профсоюзного комитета и коллектива работников в соответствии с их полномочиями.
10. Изменения и дополнения в Правила могут вноситься коллективом работников по представлению руководителя учреждения образования и профсоюзного комитета, в том случае, если они не противоречат законодательству Республики Беларусь о труде.
11. Правила размещаются в доступном для обозрения работниками месте: в приёмной учреждения образования, у председателя профсоюзного комитета учреждения образования, на сайте учреждения образования.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ПРИ ЁМА, ПЕРЕВОДА И УВОЛЬНЕНИЯ РАБОТНИКОВ
12. Работники реализуют свое право на труд путём заключения трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде.
Дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей, запрещается.
13. Приём на работу, перевод и увольнение с работы работников учреждения образования осуществляется руководителем учреждения образования, а руководителя учреждения образования – начальником отдела образования Речицкого районного исполнительного комитета (далее – райисполком) по согласованию с руководством Речицкого райисполкома.
14. При заключении трудового договора или контракта (приёме на работу) наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю:
документ, удостоверяющий личность, документы воинского учёта (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
трудовую книжку, за исключением работника, впервые поступающего на работу, и совместителей;
документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;
направление на работу в счёт брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);
страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.
Приём на работу без вышеуказанных документов не допускается.
Запрещается требовать при заключении трудового договора (контракта) документы, не предусмотренные законодательством.
Работник вправе предоставить нанимателю рекомендательное письмо и другие документы, характеризующие его как работника у предыдущего (предыдущих) нанимателя (нанимателей).
Наниматель вправе при приёме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдаётся в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
15. При приёме работника на работу или переводе его в установленном порядке на другую работу наниматель обязан:
ознакомить работника с порученной работой, условиями и оплатой труда, разъяснить его права и обязанности;
ознакомить работника под роспись с настоящими Правилами, коллективным договором;
провести вводный (при приёме на работу), первичный инструктаж по охране труда с оформлением записи в журнале установленного образца;
оформить заключение трудового договора (контракта) приказом о приёме на работу и объявить его работнику под роспись.
16. Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.
При переводе на другую работу (статья 30 Трудового кодекса Республики Беларусь) с работником заключается трудовой договор в соответствии с требованиями статей 18 и 19 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В случае производственной необходимости наниматель имеет право перевести работника на не обусловленную трудовым договором работу (по другой профессии, специальности, квалификации, должности).
Временный перевод в связи с производственной необходимостью производится без согласия работника на срок до одного месяца, а для замещения отсутствующего работника такой перевод не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря). По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен.
Производственной необходимостью признается необходимость для данного нанимателя предотвращения катастрофы, производственной аварии или немедленного устранения их последствий либо последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества нанимателя либо иного имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника. При этом работник не может быть переведен на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
При временном переводе в связи с производственной необходимостью оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Временный перевод в связи с простоем должен производиться с учётом профессии, специальности, квалификации, должности работника на время простоя. Простой – это временное (сроком не более шести месяцев) отсутствие работы по причине производственного и экономического характера.
В связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Республики Беларусь, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенных в трудовом договоре.
Существенными условиями труда признаются системы и размеры оплаты труда, гарантии, режим работы, разряд, наименование профессии, должности, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.
Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц.
При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по пункту 5 статьи 35 Трудового Кодекса Республики Беларусь.
17. Трудовой договор (контракт) по соглашению сторон может быть заключен с условием предварительного испытания. Срок предварительного испытания не должен превышать трёх месяцев, не считая периода временной нетрудоспособности и других периодов, когда работник отсутствовал на работе. Условия предварительного испытания оговариваются в приказе о приёме на работу и в контракте (трудовом договоре).
Предварительное испытание при заключении трудового договора (контракта) не устанавливается для работников, не достигших восемнадцати лет, временных и сезонных работников, инвалидов, при приёме на работу по конкурсу, по результатам выборов, молодых специалистов по окончании учреждений среднего специального и высшего образования, молодых рабочих по окончании учреждений профессионально-технического образования, в других случаях, предусмотренных законодательством.
Трудовой договор (контракт) с предварительным испытанием вправе расторгнуть наниматель и работник до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня или в день истечения срока предварительного испытания.
Если до истечения срока предварительного испытания трудовой договор (контракт) с работником не расторгнут, то работник считается выдержавшим испытание и расторжение с ним трудового договора (контракта) допускается только на общих основаниях.
18. Началом действия трудового договора (контракта) является день начала работы, определённый между нанимателем и работником.
Фактическое допущение работника к работе является началом действия трудового договора (контракта) независимо от того, был ли приём на работу оформлен надлежащим образом.
Фактическое допущение работника к работе уполномоченным должностным лицом нанимателя должно быть письменно оформлено не позднее трех дней после предъявления требования работника и (или) профсоюзного комитета исходя из сложившихся условий.
19. Заключение, изменение условий и прекращение трудового договора (контракта) оформляется приказом нанимателя и объявляется работнику под роспись.
20. О приёме на работу, переводах на другую постоянную работу, увольнении должны быть внесены в соответствии с законодательством записи в трудовую книжку работника.
21. Основания прекращения трудового договора предусмотрены статьей 35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК):
21.1. соглашение сторон (ст. 37 ТК);
21.2. истечение срока трудового договора (п.п. 2, 3 ст. 17 ТК), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
21.3. расторжение трудового договора по желанию (ст. 40 ТК), или по требованию работника (ст. 41 ТК), или по инициативе нанимателя (ст. 42 ТК);
21.4. перевод работника с его согласия к другому нанимателю или переход на выборную должность;
21.5. отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации;
21.6. обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 44 ТК);
21.7. расторжение трудового договора с предварительным испытанием (ст. 29 ТК).
22. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, письменно предупредив об этом нанимателя за один месяц.
23. Одинокие матери, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, имеют право на расторжение трудового договора ранее, чем через месяц с согласия сторон.
24. Установить, что наниматель по просьбе работника в срок, согласованный ими, но не позднее десяти дней со дня подачи работником заявления досрочно расторгает трудовой договор (контракт) по ст. 37 ТК при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы:
24.1. состояние здоровья на основании медицинского заключения;
24.2. назначение пенсии по возрасту, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии за особые заслуги перед республикой, социальные пенсии;
24.3. избрание на выборную должность;
24.4. переезд в другую местность;
24.5. уход за больными (инвалидами) родственниками;
24.6. уход за детьми в возрасте до 14 лет;
24.7. изменение семейного положения;
24.8. трудоустройство у другого нанимателя на полную ставку, если работник работает на неполную ставку;
24.9. если работник нашёл работу с более высоким уровнем оплаты труда, или с более благоприятными условиями труда;
24.10. если работник работает на замене временно отсутствующего работника, а нашёл постоянное место работы;
24.11. если работник нашёл работу в отрасли по месту жительства;
24.12. перевод одного из супругов (военнослужащего, лица начальствующего состава Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов
и подразделений по чрезвычайным ситуациям), проходящего военную службу в государственных органах, к новому месту военной службы;
24.13. зачисление в учреждение образования по дневной форме получения образования (за исключение работников, имеющих статус молодого специалиста);
24.14. пенсионный возраст.
Наниматель имеет право запросить у работника документальное подтверждение данного обстоятельства.
25. Работник имеет право до истечения срока предупреждения письменно отозвать свое заявление, если на его место не приглашен другой работник, которому в соответствии с законодательством не может быть отказано в заключении трудового договора.
26. В случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора (контракта) наниматель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
27. По истечении срока предупреждения работник вправе прекратить работу. В последний день работы наниматель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет.
28. Расторжение трудового договора (контракта) по основаниям, указанным в п. 1, 3, 4 ст. 42 ТК, допускается, если невозможно перевести работника, с его согласия, на другую работу (в т.ч. с переобучением).
При этом не допускается увольнение работника в период временной нетрудоспособности (кроме увольнения по п. 5 ст. 42 ТК) и в период пребывания работника в отпуске, за исключением случаев ликвидации организации.
29. При расторжении трудового договора (контракта) в соответствии с п. 1 ст. 42 ТК наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения письменно предупредить работника.
30. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (ст. 42 ТК, кроме п.п. 4 и 7) производится после предварительного уведомления профсоюзного комитета не позднее чем за две недели с согласия профсоюзного комитета.
31. С некоторыми категориями работников при определенных условиях трудовой договор (контракт) может быть прекращен по дополнительным основаниям:
31.1. с работниками, непосредственно обслуживающими денежные и материальные ценности и совершившими виновные действия, если эти действия являются основанием для утраты доверия к ним со стороны нанимателя (п. 2 ст. 47 ТК);
31.2. с работниками, выполняющими воспитательные функции и совершившими аморальный проступок, несовместимый с продолжением данной работы (п. 3 ст. 47 ТК);
31.3. в случае направления работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий (п. 4 ст. 47 ТК).
32. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1999 г. № 1476 «Об утверждении положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками» и другими актами законодательства при приёме работника на работу, а также с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок, может быть заключен контракт.
33. Работник, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, должен быть письменно предупреждён нанимателем не позднее чем за один месяц до заключения контракта, что в связи с изменением существенных условий труда с ним будет заключен контракт.
При этом изменение существенных условий труда – заключение контракта – осуществляется в связи с обоснованными производственными, организационными и экономическими причинами. Причина перевода на контракт обосновывается персонально для каждого работника и указывается в письменном уведомлении. Одновременно с уведомлением наниматель должен вручить работнику заполненный проект контракта, чтобы ознакомить его с условиями труда и оплаты для принятия решения. Работник имеет право вносить предложения о внесении изменений и дополнений в проект контракта.
34.Минимальный срок действия контракта – 1 (один) год, максимальный – 5 (пять) лет.
35.В соответствии с подп. 2.5 п. 2 Декрета в контракт должны быть включены дополнительные меры материального стимулирования труда, в т.ч. предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней и надбавку в размере не более 50% оклада.
36. В случае отказа работника подписать контракт он увольняется по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК – отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда с выплатой выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка.
При отсутствии доказательств, подтверждающих наличие обоснованных производственных, организационных или экономических причин для заключения контракта, увольнение работника по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК является незаконным (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» с последующими изменениями и дополнениями).
37. Трудовой договор (контракт) может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.
Трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения согласно п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 года № 5.
До увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам наниматель обязан провести проверку допущенных им нарушений, результаты которой оформить актом (докладной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника. При этом указанные акты (докладные записки) и объяснения подлежат хранению в организации не менее пяти лет.
38. На всех работников, работающих свыше пяти дней, в том числе поступающих на работу впервые, заполняются трудовые книжки в порядке, установленном законодательством, если работа в учреждении является для работников основной (п. 2 ст. 50 ТК).
39. Запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству производится нанимателем по желанию работника по месту его основной работы на основании справки, выданной работнику по месту работы по совместительству.
40. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, о присвоении квалификационной категории, подготовке, повышении квалификации и переподготовке, о наградах и поощрениях за успехи в работе, о назначении пенсии.
41. Взыскания (за исключением увольнения работника в качестве меры дисциплинарного взыскания) в трудовую книжку не вносятся.
Основанием для внесения в трудовую книжку записей о приёме на работу, переводе на другую постоянную работу, увольнении, а также награждениях и поощрениях является приказ нанимателя.
Запись, точно соответствующая формулировке приказа, вносится в трудовую книжку после его издания, но не позднее семи календарных дней, а при увольнении – в день увольнения.
42. С каждой записью, вносимой в трудовую книжку (вкладыш к ней), на основании приказа о приёме на работу, переводах на другую постоянную работу, увольнении наниматель обязан ознакомить ее владельца под расписку в личной карточке формы Т-2, в которой также производится запись, соответствующая записи в трудовой книжке (вкладыше к ней).
43. Сведения о работе на условиях неполного рабочего времени вносятся в трудовую книжку в соответствии с общими требованиями, но без указания данного условия.
44. В трудовую книжку работника записи о причинах увольнения должны производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса.
45. При прекращении трудового договора (контракта) по причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определённых льгот и преимуществ, запись об увольнении вносится в трудовую книжку с указанием этих причин.
46. В день увольнения наниматель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчёт.
Днём увольнения считается последний день работы. За задержку выдачи трудовой книжки по вине нанимателя работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула; дата увольнения при этом изменяется на дату дня выдачи трудовой книжки.
47. Если работник отсутствовал на работе в день увольнения, то наниматель в этот же день направляет ему заказное письмо с уведомлением о необходимости получения трудовой книжки. Пересылка трудовой книжки почтой с доставкой по указанному адресу допускается только с письменного согласия работника.
В случае, если работник был на работе, но отказался получить трудовую книжку, наниматель составляет соответствующий акт.
48. На каждого работника и специалиста учреждения образования ведётся личное дело в соответствии Инструкцией о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников (Постановление Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь 26.03.2004 № 2). Для иных работников ведется карточка формы Т-2.
49. Личное дело и трудовая книжка руководителя учреждения образования хранится в отделе образования Речицкого райисполкома. Трудовые книжки и личные дела работников учреждения образования – в учреждении образования.
50. После увольнения работника его личное дело (карточка формы Т-2) в установленном порядке передаётся в архив.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ
51. Обязанности работающего в области охраны труда:
51.1. соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории учреждения образования, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
51.2. проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда;
51.3. немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем в учреждении образования, оказывать содействие нанимателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;
51.4. принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работ (авария, простой и др.), и немедленно сообщать об этом нанимателю;
51.5. содержать оборудование и приспособления в исправном состоянии, поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте и на территории отдела образования;
51.6. выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором (контрактом), Правилами, должностными обязанностями;
51.7. исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда;
51.8. оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.
52. Для работников устанавливаются следующие обязанности:
52.1. соблюдать трудовую дисциплину, работать честно, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на них Положением об учреждении образования, настоящими Правилами, коллективным договором, должностными (рабочими) инструкциями, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам;
52.2. строго соблюдать установленную продолжительность рабочего времени, всемерно стремиться к повышению качества и результативности выполняемой работы, проявлять творческую инициативу;
52.3. быть внимательными и уважительными к членам коллектива;
52.4. не допускать действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;
52.5. бережно относиться к имуществу нанимателя, рационально его использовать, принимать меры к предотвращению ущерба;
52.6. соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;
52.7. хранить государственную и служебную тайну, не разглашать коммерческую тайну нанимателя, коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ;
52.8. систематически повышать деловую квалификацию и эффективность труда;
52.9. запрещается находиться на территории учреждения образования, на рабочих местах или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также курить на рабочих местах и территории учреждения образования;
52.10. строго соблюдать установленную продолжительность рабочего времени;
52.11. приходить на работу не позже, чем за 15 минут до ее начала, уходить после её окончания;
52.12. соблюдать производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину;
52.13. не допускать коррупционных нарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции;
52.14. отмечать приход и уход с работы в журнале учета рабочего времени и отлучку в течение рабочего дня в журнале регистрации прихода-ухода работников.
52.15. исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных правовых актов и трудовых договоров (контрактов).
53. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей работники несут ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом, иными актами законодательства, коллективным договором.
54. Круг функциональных обязанностей (работ), которые должны выполнять работники, определяется квалификационными характеристиками, утверждёнными в установленном порядке и разработанными на их основе непосредственно в учреждении образования должностными (рабочими) инструкциями, утверждёнными нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
55. Директор учреждения образования имеет право применять к работникам, нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину, в качестве меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев, незамедлительно отстранять работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба, расторгать трудовой договор (контракт) с работником, допустившим нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшее причинение учреждению ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь. При этом указанное действие (бездействие) работника признается грубым нарушением трудовых обязанностей, а увольнение по данному основанию производится с одновременным уведомлением (в день увольнения) профсоюзного комитета, удерживать из заработной платы работника по распоряжению нанимателя ущерб, причиненный нанимателю по вине работника, в размере до трех его среднемесячных заработных плат. При этом при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в том числе по исполнительным документам, общий размер всех удержаний) не может превышать 50 процентов заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами (пп. 3.3.-3.6. Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5).
ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ НАНИМАТЕЛЯ
56.Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда:
56.1. обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные правовыми актами, в том числе техническими правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в правовых актах, в том числе в технических правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности;
56.2. принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников, постоянно контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве;
56.3. обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования;
56.4. принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;
56.5. осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, переподготовку, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
56.6. информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты;
56.7. в случаях, предусмотренных законодательством и локальными правовыми актами, своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными и (или) опасными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.), соблюдать нормы по охране труда женщин, молодёжи и инвалидов;
56.8. обеспечивать в установленном законодательством порядке расследование и учёт несчастных случаев на производстве, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике;
56.9. беспрепятственно допускать к проведению проверок в установленном законодательством порядке представителей соответствующих органов, предоставлять сведения по охране труда по вопросам, входящим в их компетенцию;
56.10. не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ (оказанию услуг);
56.11. возмещать вред, причинённый жизни и здоровью работающих, в порядке, установленном законодательством;
56.12. исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда, обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективным договором, другими локальными правовыми актами, трудовым договором (контрактом);
56.13. обеспечивать режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;
56.14. осуществлять постоянный контроль за соблюдением правовых актов по охране труда;
56.15. не допускать к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену) работающего, не прошедшего инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующего требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
56.16. включать требования по охране труда в локальные правовые акты;
56.17. обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
56.18. сотрудничать с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда;
56.19. способствовать при наличии возможности санитарно-бытовому обеспечению, медицинскому и лечебно-профилактическому обслуживанию работников;
56.20. организовать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья;
56.21. выделять финансовые средства, оборудование и материалы для осуществления предусмотренных коллективным договором, планом мероприятий по охране труда по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;
56.22. назначать должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.
Наниматель обязан включать в гражданско-правовой договор предусмотренные законодательством обязательства сторон по обеспечению безопасных условий труда.
57. Наниматель обязан:
57.1. обеспечить работника работой в соответствии с коллективным и трудовым договорами (контрактом);
57.2. рационально использовать труд работников;
57.3. обеспечивать трудовую и производственную дисциплину;
57.4. под свою персональную ответственность обязан обеспечить содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями; надлежащие условия труда работников; закрепление в должностных (рабочих) инструкциях работников с учётом специфики их трудовых функций обязанности по поддержанию чистоты и порядка на территории учреждения и непосредственно на рабочем месте работника;
57.5. вести учёт фактически отработанного работником времени;
57.6. выплачивать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором (контрактом), но не реже двух раз в месяц;
57.7. обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективным договором, другими локальными правовыми актами, трудовым договором (контрактом);
57.8. обеспечивать повышение квалификации или переподготовку работников в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
57.9. создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением в соответствии с Трудовым кодексом, трудовым договором (контрактом) и коллективным договором;
57.10. создавать необходимые условия для аттестации педагогических и других работников;
57.11. обеспечивать участие работников в управлении учреждением образования, своевременно рассматривать критические замечания работников и сообщать им о принятых мерах;
57.12. осуществлять контроль за исполнением работниками возложенных на них должностных обязанностей, требований Положения об учреждении образования, коллективного договора, настоящих Правил;
57.13. применять дисциплинарные взыскания к нарушителям трудовой дисциплины в соответствии с законодательством, настоящими Правилами, коллективным договором;
57.14. внимательно относиться к нуждам и запросам работников;
57.15. представлять статистические данные о труде в объёме и порядке, определенном законодательством;
57.16. создавать работнику необходимые условия для соблюдения установленного режима коммерческой тайны;
57.17. своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними;
57.18. оформлять изменения условий и прекращение трудового договора (контракта) с работником приказом;
57.19. отстранять работников от работы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и законодательством;
57.20. устанавливать работникам по согласованию с профсоюзным комитетом размеры надбавок, доплат, премий, других выплат стимулирующего характера за счёт и в пределах средств, направленных на оплату труда;
57.21. создавать условия для деятельности отраслевого профсоюза, общественных организаций, действующих в интересах коллектива работников;
57.22. выполнять другие обязанности, вытекающие из законодательства, локальных правовых актов, коллективного договора и трудовых договоров (контрактов).
58. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о труде, коллективным договором, наниматель исполняет свои обязанности по согласованию или с участием профсоюзного комитета, в т.ч. при принятии локальных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права работников.
59. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматель несет ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом, трудовым договором (контрактом), иными актами законодательства, коллективным договором.
ГЛАВА 5
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
60. Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым договором (контрактом) и коллективным договором, настоящими Правилами обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности под руководством и контролем нанимателя.
К рабочему относится также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни).
61. Нормирование продолжительности рабочего времени осуществляется нанимателем с учётом ограничений, установленных Трудовым кодексом и коллективным договором.
62. Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие, выходные дни.
63. Режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя, и определяется графиком работ (сменности) в соответствии с коллективным договором.
График работ (сменности) утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
Установленный режим рабочего времени доводится до ведома работников не позднее одного месяца до введения его в действие.
64. Для учреждения образования установлена шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем (воскресенье).
Начало работы учреждения образования – 7.00 часов.
65. Полная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.
66. Наниматель вправе в установленном законодательством порядке вводить суммированный учёт рабочего времени.
Еженедельная продолжительность рабочего времени при суммированном учёте может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю (ст. 112–114 ТК). При этом ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 12 часов в среднем за учетный период (кроме сторожей). Для сторожей может быть установлена продолжительность смены свыше 12 часов, но не более 24 часов.
Сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учётный период не должна превышать норму часов за этот период, рассчитанную в соответствии со ст. 112-117 ТК.
Учётным периодом при суммированном учёте рабочего времени признается период, в пределах которого должна быть соблюдена в среднем установленная для данной категории работников норма продолжительности рабочего времени в неделю (ст. 112-114 ТК).
Продолжительность учётного периода устанавливается нанимателем и не может превышать одного календарного года. Учётный период может определяться календарными периодами (месяц, квартал), иными периодами.
Суммированный учёт рабочего времени вводится нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
Для работников, которым установлен суммированный учёт рабочего времени, выходные дни устанавливаются графиком сменности. Они могут предоставляться в различные дни недели и не совпадать с общеустановленными выходными днями.
67.Вследствие производственных условий, на основании коллективного договора и по согласованию с профсоюзным комитетом с установлением доплат за отработанное время рабочий день может быть разделён на части. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.
69.Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена для воспитателя учреждения образования – 30 часов.
70.Отдельным категориям работников установлены нормы часов педагогической нагрузки за ставку, а именно: учитель (20 часов в неделю), педагог дополнительного образования (20 часов в неделю).
Сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников, которым установлены нормы часов педнагрузки за ставку, не должна превышать 36 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени данной категории педагогических работников состоит из нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени.
Нормируемой частью рабочего времени педагогических работников является установленный им объем педагогической нагрузки, выполнение которой регулируется, а также часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности обучающихся.
Фактическое выполнение часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности обучающихся отражается учителем в журнале аналогично записям о проведенных уроках (учебных занятиях).
Ненормируемая часть работы, требующая затрат рабочего времени, не имеющая четких границ, выполняется педагогическими работниками в соответствии с их должностными обязанностями.
Режим рабочего времени для данной категории определяется графиком работ или расписанием.
71.Расписание учебных занятий, составленное с учетом педагогической целесообразности, соблюдения санитарно-гигиенических норм, максимальной экономии времени педагогических работников, особенностей работы учреждения образования, утверждается директор по согласованию с профсоюзным комитетом.
72.Педагогическим работникам, имеющим нагрузку не более полутора ставок, может предусматриваться один день в неделю для методической работы и повышения квалификации. Порядок предоставления и использования методического дня устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
73.Для уборщика помещений (служебных), вахтера, работа которых в течение суток организована в две смены, составляется график сменности, который утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом. В графике сменности определяются продолжительность, время начала и окончания ежедневной работы (смены), чередование смен, перерыва для отдыха, приема пищи и между сменами, выходные дни. Работники чередуются по сменам равномерно. Работа в течение двух смен запрещается.
74.Графики работы доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
75.Привлекать работников учреждения к работе в выходные и праздничные дни (помимо исключительных случаев, предусмотренных законодательством) можно только с согласия работника по письменному приказу нанимателя, в котором делается ссылка на согласие работника или указывается основание привлечения к работе, предусмотренное законодательством, указываются условия компенсации.
76.За каждый час работы в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, работникам устанавливается доплата за каждый час работы в размере 90% часового оклада работника.
77.Запрещается привлекать к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, работе в ночное время, выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин. Женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет), могут привлекаться к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни (ч 1 ст.147 ТК), работе в ночное время, выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия.
78.По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться отгул.
79.В рабочее время запрещается отвлекать работников от непосредственной работы, освобождать от работы для выполнения общественных обязанностей и проведения мероприятий, не связанных с производственной деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором.
80.Наниматель привлекает на общественных началах педагогических работников к дежурству по учреждению образования.
Дежурство должно начинаться не позднее чем за 20 минут до начала занятий и продолжаться не более 20 минут после их окончания. График дежурств составляется на полугодие и утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
81.Время осенних, зимних, весенних и летних каникул, не совпадающее с ежегодным трудовым отпуском работников, является рабочим временем. В эти периоды они привлекаются к работе в пределах времени, не превышающего объема педагогической нагрузки.
Режим работы работников в каникулярное время определяется приказом нанимателя. В случае отсутствия данного приказа педагогические работники работают в режиме расписания уроков (учебных занятий), графика часов организационно-воспитательной работы, дополнительного контроля учебной деятельности обучающихся.
82.В каникулярное время учебно-вспомогательный и технический персонал учреждения образования может привлекаться к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных знаний и умений (мелкий ремонт, работа на территории учреждения образования и др.), в пределах установленного им рабочего времени с их согласия.
83.Объем педагогической нагрузки педагогическим работникам на новый учебный год устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом. Эта работа должна быть завершена до окончания учебного года и ухода педагогических работников в трудовые отпуска.
84.При установлении объема педагогической нагрузки у педагогических работников, как правило, должна сохраняться преемственность классов (групп).
85.Молодые специалисты обеспечиваются объемом педагогической нагрузки не менее чем на полную ставку.
86.Неполныйц объем педагогической нагрузки педагогическим работникам может устанавливаться толь с их письменного согласия, кроме случаев, когда работник по трудовому договору (контракту) принят менее чем на ставку.
87.Объем педагогической нагрузки, как правило, должен быть стабильным на протяжении всего учебного года. Уменьшение объема педагогической нагрузки возможно при уменьшении общего количества часов в учебных планах учреждения образования, сокращении контингента обучающихся, классов (учебных групп) в течение учебного года.
88.Разногласия педагогических работников с нанимателем по вопросам установления педагогической нагрузки рассматриваются в комиссии по трудовым спорам, профсоюзном комитет, суде.
89.Присутствие в классе посторонних (работники учреждения, другие лица) во время проведения учебных занятий допускается только с разрешения нанимателя и предварительного уведомления педагогического работника, проводящего занятие.
90.Работники учреждения образования, которые по тем или иным уважительным причинам не могут выйти на работу, обязаны заранее предупредить об этом нанимателя, соответствующего заместителя, а в их отсутствие – лицо, их заменяющее. Свое отсутствие они должны подтвердить оправдательным документом при выходе на работу.
91.Педагогическим и другим работникам учреждения образования запрещается изменять по своему усмотрению расписание учебных занятий, продолжительность учебных занятий, перерывы между ними, возможными их заменами и др.
92.Наниматель обязан организовать учёт явки на работу и ухода с работы работников учреждения образования, а также отсутствие на работе в течение рабочего дня для решения служебных вопросов.
93.Работники учреждения образования обязаны в порядке, установленном нанимателем, отметить в журнале: время приход на работу, время ухода с работы, отлучку в работы в течение рабочего дня.
ГЛАВА 6
ТРУДОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТПУСКА
94.Работники учреждения образования имеют право на трудовые и социальные отпуска при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом.
95.Работникам предоставляются следующие виды отпусков:
95.1. трудовые отпуска: основной отпуск, дополнительные отпуска (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (по результатам аттестации рабочих мест) и за особый характер работы, за ненормированный рабочий день), поощрительный отпуск (к контракту);
95.2. социальные отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребёнком (детьми), в связи с обучением, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, по уважительным причинам личного и семейного характера, отцу (отчиму) при рождении ребёнка.
96. Очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, который утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
При составлении графика трудовых отпусков наниматель учитывает мнение работника о времени его ухода в отпуск, если это не препятствует нормальной деятельности учреждения и реализации права на отпуск других работников, а также планирует очередность трудовых отпусков в соответствии с ч. 4 ст. 168 ТК.
График отпусков составляется на каждый календарный год не позднее 5 января, педагогическим работникам не позднее 1 апреля или иного срока, установленного коллективным договором, либо согласовано нанимателем с профсоюзным комитетом, и доводится до сведения всех работников.
97.Предоставление отпуска руководителю отдела образования оформляется приказом начальника отдела образования Речицкого райисполкома, другим работникам — приказом руководителя учреждения образования, который доводится до сведения всех работников письменно.
98.Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя.
99.До истечения шести месяцев работы наниматель обязан предоставить трудовые отпуска по желанию работника:
99.1.женщинам перед отпуском по беременности и родам или после него;
99.2.лицам моложе восемнадцати лет;
99.3.работникам, принятым на работу в порядке перевода;
99.4.совместителям, если трудовой отпуск по основному месту работы приходится на период до шести месяцев работы по совместительству;
99.5.женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет;
99.6.работникам, обучающимся без отрыва от производства в вечерних (сменных) учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, в вечерней или заочной форме получения образования.
100.Работающим женам (мужьям) военнослужащих, по их желанию, трудовой отпуск предоставляется одновременно с отпуском их мужей (жён).
101.Трудовой отпуск предоставляется по желанию работника в летнее или удобное для него время в случаях:
101.1.работникам, жёны которых находятся в отпуске по беременности и родам, – в период этого отпуска;
101.2. женщинам перед отпуском по беременности и родам или после него;
101.3.работающим по совместительству – одновременно с трудовым отпуском по основной работе;
101.4.супругам, работающим в системе образования, по их заявлению – одновременно;
101.5. женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет;
101.6.работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь;
101.7.работникам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС;
101.8.работникам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986-1989 годах;
101.9.работникам, эвакуированным и отселенным из зон эвакуации, первоочередного отселения и последующего отселения, а также самостоятельно покинувшим эти зоны после аварии;
101.10.в других случаях, предусмотренных коллективным договором.
102.Беременным женщинам по их желанию предоставляется трудовой отпуск в полном объеме независимо от периода работы перед отпуском по беременности и родам и (или) после него, отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет.
103.Дата начала трудового отпуска определяется по договоренности между работником и нанимателем.
Наниматель обязан уведомить работника о времени начала трудового отпуска не позднее чем за 15 календарных дней.
Общий срок выплаты среднего заработка за время трудового отпуска – не позднее чем за два дня до начала отпуска (ст. 176 ТК).
Работник, которому трудовой отпуск предоставляется индивидуально (вне графика), уведомляется в тот же срок письменно.
104. Наниматель не вправе принудить работника без его согласия
к уходу в отпуск без сохранения заработной платы.
105.Работникам учреждения образования по письменной просьбе наниматель предоставляет социальный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 3 рабочих дней или до 5 календарных дней с учётом выходных дней в случае:
105.1.смерти близкого родственника без учёта дороги (муж или жена, родители, родители мужа или жены, дети, братья, сестры, племянники),
105.2.бракосочетание самого работника, его детей, внуков,
105.3.отцу при рождении ребёнка,
105.4.работнику в случае рождения внуков;
105.5.иные случаи, предусмотренные в коллективном договоре.
106.Наниматель предоставляет работникам социальные неоплачиваемые отпуска продолжительностью не более 90 календарных дней (ст. 190 ТК) на основании личных заявлений (с предоставлением подтверждающих документов) с включением данного периода в рабочий год:
106.1.для участия в учебно-экзаменационных сессиях и сдачи экзаменов в учреждениях образования;
106.2.для работы над диссертацией, подготовкой методических пособий и учебников;
106.3.в связи с необходимостью прохождения лечения в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях на основании договора (путевки);
106.4.в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи или сопровождения его на лечение (родители, дети, супруг (супруга), родные братья, сестры;
106.5.по окончании отпуска по уходу за ребёнком до 3-х лет;
106.6.резервистам в случае прохождения военной службы в резерве.
107. На время социальных отпусков сохраняется прежняя работа.
108.При наличии у работника путёвки на санаторно-курортное лечение, при необходимости сопровождать ребёнка на стационарное лечение в лечебные учреждения в течение учебного года в период, не совпадающий с трудовым отпуском, предоставлять ему трудовой отпуск, а в случае его использования – отпуск без сохранения заработной платы на основании личного заявления.
109.По письменной просьбе работника и по согласованию сторон может быть предоставлен социальный неоплачиваемый отпуск по другим семейно-бытовым причинам продолжительностью до 30 дней в год.
110.Социальные отпуска предоставляются сверх трудового отпуска за тот календарный год, в котором работник имеет на них право.
Социальный отпуск, если он не был использован в текущем календарном году, на следующий рабочий год не переносится и денежной компенсацией не заменяется, в т.ч. и при увольнении.
111.Запрещается принудительно (без согласия работника) отправлять его в отпуск без сохранения заработной платы.
ГЛАВА 7
ПООЩРЕНИЯ ЗА УСПЕХИ В РАБОТЕ
112.Применение мер поощрения обеспечивается сочетанием материального и морального стимулирования труда.
113.За образцовое выполнение трудовых обязанностей, успехи в обучении и воспитании детей, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и другие достижения применяются следующие поощрения: объявление благодарности, выдача премии, награждение грамотой.
114.Поощрения объявляются приказом и доводятся до сведения работников учреждения образования.
Объявленные приказом поощрения заносятся в установленном порядке в трудовую книжку работника.
Поощрение работников учреждения образования вышестоящими органами производится на основании представления, согласованного с профсоюзным комитетом.
115.За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники отдела образования могут представляться к государственным наградам в соответствии с законом.
ГЛАВА 8
ВЗЫСКАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
116.За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей наниматель может применять к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев, увольнение (п. 6-11 ст. 42, п. 1,1<sup>2</sup>,5<sup>1</sup> и 9 части 1 ст. 47 ТК).
117.Увольнение в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено в случаях:
117.1.неисполнения без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание (п. 6 ст. 42 ТК);
117.2.прогула (в т.ч. отсутствия на работе более трёх часов в течение рабочего дня) без уважительных причин (часть 2 п. 7 ст. 42 ТК);
117.3.появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы (часть 3 п. 7 ст. 42 ТК);
117.4.совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (часть 4 п. 7 ст. 42 ТК);
117.5.нарушения требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть других работников (часть 6 п. 7 ст. 42 ТК).
117.6.однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации и его заместителями, в том числе сокрытия руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо не привлечения без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения (п. 1 ст. 47 ТК).
118.Прогулом считается неявка на работу без уважительной причины в течение всего рабочего дня.
Равным образом считается прогулом отсутствие работника на работе более трёх часов в течение рабочего дня без уважительных причин и к таким работникам могут применяться меры ответственности, установленные за прогул.
За прогул без уважительной причины наниматель вправе уменьшить работнику продолжительность трудового отпуска на количество дней прогула. При этом продолжительность трудового отпуска не может быть меньше 24 календарных дней.
119.До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника.
Отказ работника от дачи письменного объяснений не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания и оформляется актом с указанием присутствовавших при этом свидетелей.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарное взыскание оформляется приказом. Дисциплинарное взыскание, предусмотренное п.3 части 1 ст.198 ТК РБ (лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев) применяется с месяца, следующего за месяцем издания приказа о дисциплинарном взыскании.
Приказ о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в 5-дневный срок со дня издания, не считая времени болезни работника или ухода за больным членом семьи, подтверждённых листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности, пребывания работника в отпуске, нахождения на военных или специальных сборах.
Работник, не ознакомленный в 5-дневный срок с приказом о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ работника от ознакомления с приказом о дисциплинарном взыскании, оформляется актом с указанием присутствовавших при этом свидетелей.
120.Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и ухода за больным членом семьи, подтвержденных листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности, пребывания работника в отпуске, нахождения на военных или специальных сборах.
Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинён.
Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными государственными органами или организациями, - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
При рассмотрении материалов о дисциплинарном проступке правоохранительными органами дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела.
В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
121.К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться следующие меры: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и др.
Лишение работника размера премии полностью или частично осуществляется на основании Положения о премировании, действующего в учреждении образования и по согласованию с профсоюзным комитетом.
122.Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа.
Дисциплинарное взыскание может быть снято нанимателем досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюзного комитета или иного представительного органа (представителя) работников, а также по просьбе работника.
Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом.
ГЛАВА 9
ВНУТРИОБЪЕКТИВНЫЙ РЕЖИМ
123.Педагогический коллектив учреждения образования несет полную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
124.Работники учреждения образования не несут ответственности за сохранность личных вещей обучающихся (мобильные телефоны, кошельки, ювелирные украшения и др.).
125.Запрещается без уважительных причин и без уведомления администрации учреждения образования отпускать учащихся с уроков.
126.Воспитателям (ГПД) запрещено отдавать воспитанников незнакомым людям и детям, не достигшим 12-летнего возраста.
127.Запрещен допуск в учреждение образования незнакомых лиц без предъявления документа, удостоверяющего личность, а также в состоянии алкогольного или токсического опьянения.
128.По требованию вышестоящей организации, а также правоохранительных органов, органов здравоохранения учреждение образования обязано подавать полную информацию об обучающихся и работниках.
Заместитель директора
по учебной работе М.В.Юдина
Заместитель директора
по воспитательной работе Л.Н.Денисенко
Завхоз школы О.О.Колевич
СОГЛАСОВАНО
Постановление профсоюзного
комитета первичной
профсоюзной организации
учреждения образования
28.01.2020 № 1/2
Председатель
О.Н.Коновалова