МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ
10 заповедей молодому учителю
- Будь хозяином своей судьбы
- Достигни успеха в том, что ты любишь
- Внеси свой конструктивный вклад в общее дело
- Строй свои отношения с людьми на доверии
- Развивай свои творческие способности
- Культивируй в себе смелость
- Заботься о своем здоровье
- Не теряй веру в себя
- Старайся мыслить позитивно
- Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением
Советы молодому специалисту при подготовке к уроку
- Прочитай раздел программы, который надо изучать на уроке.
- Изучи материал этого раздела.
- Проанализируй учебный материал.
- Сформулируй цель урока.
- Ответь на вопрос, чего бы хотел достичь в результате урока.
- Представь коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайся наметить их путь к выполнению задач урока.
- Выбери самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.
- Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями, определи свои действия на уроке.
- Продумай структуру урока, его ход.
- Зафиксируй все подготовленное в плане или в конспекте.
- Повтори про себя или вслух основные моменты плана.
Методические рекомендации молодому учителю
- Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
- Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников.
- Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей.
- Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
- Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
- Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы.
- Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.
- Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
- Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты.
- Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.
- Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
- Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
- Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)
- Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.
Проверь себя:
а) какие факты, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;
б) какое умение формируется на данном уроке;
в) какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на уроке;
г) какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.
Памятка молодому учителю при подготовке к уроку
- Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
- Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
- Изучите методические пособия к проведению урока.
- Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
- Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
- Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
- Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
- В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.
- Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
- Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
- Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
- Постарайтесь "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.
- Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.
Заповеди успешного воспитания и обучения
(по В.А. Сухомлинскому)
- Не унижай.
- Не угрожай.
- Не вымогай общения.
- Не морализуй.
- Не лишай ребёнка возможности быть самим собой.
- Не навреди.
- Не бойся признать свою ошибку.
- Начинай воспитание с себя.
- Верь в своего ученика.
- Помоги ребёнку поверить в себя.